Блог

Трансмиссионная жидкость для АКПП

В АКПП применяется не просто «масло», а ATF (Automatic Transmission Fluid) — рабочая жидкость, которая одновременно:

  • смазывает трущиеся пары;
  • охлаждает коробку;
  • передаёт крутящий момент через гидротрансформатор;
  • работает как гидравлическая жидкость для переключения передач.

📌 Важно: даже небольшое отклонение по вязкости или составу способно вызвать пробуксовки, рывки и перегрев АКПП.

Виды жидкостей для АКПП

Основные типы трансмиссионных жидкостей делятся по технологии и стандартам.
Тип жидкости Особенности Применение
Dexron II / III Минеральная или полусинтетика, красного цвета, базовый стандарт GM Старые автоматы 90-х – 2000-х
Dexron VI / Mercon LV Современные синтетические жидкости, сниженное трение, экономия топлива Современные АКПП (GM, Ford, Hyundai, Kia и др.)
ATF WS / ATF SP-IV Ультратонкие жидкости (низкая вязкость), чувствительны к перегреву Toyota, Lexus, Hyundai, Kia, Aisin
ATF+4 / Mopar Для коробок Chrysler / Jeep, устойчива к пенообразованию Американские автомобили

Когда нужно менять масло в АКПП?

Производители иногда пишут, что жидкость «залита на весь срок службы», но опыт мастеров говорит обратное.

🛠 Рекомендовано менять:

  • каждые 40–60 тыс. км при городской езде (частые остановки, прогревы);
  • каждые 30–40 тыс. км при буксировке, жарком климате или активной езде;
  • при покупке подержанного авто — замена обязательна, даже если продавец уверяет, что «всё хорошо».

Чем отличается жидкость АКПП от масла для МКПП?

Параметр АКПП МКПП
Основа ATF (автоматическая трансмиссионная жидкость) Трансмиссионное масло GL-4 / GL-5
Вязкость Очень низкая (тонкая) Густая
Назначение Передача крутящего момента и управление гидравликой Только смазка зубчатых передач
Температурный режим До 120–140 °C До 90 °C

Чем отличается масло АКПП от РКПП (роботизированной коробки)

Роботы (DSG, PowerShift и др.) используют специальную жидкость с фрикционными присадками.

В некоторых типах (с «мокрым» сцеплением) жидкость похожа на ATF, но требования по фрикционным свойствам и вязкости иные.

⚠️ Ошибка выбора жидкости для РКПП приводит к рывкам, вибрациям и ускоренному износу сцеплений.

Чем отличается масло АКПП от вариатора (CVT)

CVT использует CVT Fluid, созданную для работы с ремнём или цепью.

ATF для CVT не подходит — может привести к проскальзыванию ремня и разрушению конусов.
Параметр CVT ATF (АКПП)
Тип жидкости CVT Fluid — специально разработана для вариаторов с ремнём или цепью ATF — жидкость для классических автоматов с гидротрансформатором
Совместимость Подходит только для CVT-трансмиссий Не подходит для CVT, может вызвать проскальзывание ремня и износ конусов
Назначение Передача крутящего момента через вариаторный механизм (ремень/цепь) Работа гидротрансформатора, управление муфтами и клапанами
Последствия неправильного применения Проскальзывание ремня, разрушение конусов, перегрев -

Основные допуски жидкостей для АКПП

Каждый производитель имеет свой допуск (specification) — жидкость должна строго ему соответствовать.
Производитель Тип допуска Пример жидкости с допуском
Toyota / LexusATF WSATF WS
Hyundai / KiaSP-IV, SP-IVMATF SP IV
GM / Opel / ChevroletDexron VIATF III or Dexron VI
BMW / MercedesATF 134 / LT 71141ATF X

Что будет, если не менять жидкость в АКПП вовремя?

Перегрев. Старая жидкость теряет способность отводить тепло.

Пробуксовки. Износ фрикционов, задержки при переключениях.

Загрязнение гидроблока. Мусор и лаковые отложения забивают клапаны.

Дорогой ремонт. Ремонт АКПП — от 300 000 ₸ и выше.

💡 Симптомы: рывки, задержки при включении передачи, запах гари, потемнение масла.

Полная и частичная замена жидкости в АКПП

Тип замены Особенности Плюсы Минусы
Частичная Замена 30–50% объёма (через сливную пробку) Безопасно, можно делать своими руками Не обновляет жидкость полностью
Полная С помощью аппарата, через систему охлаждения Полное обновление ATF Требует оборудования и опыта

Частичная замена — пошагово

  1. Прогрейте коробку до 60 °C.
  2. Слейте жидкость через сливную пробку.
  3. Залейте новое масло тем же объёмом.
  4. Проедьте 100–200 км, повторите процедуру ещё 2–3 раза.

Таким образом достигается почти полное обновление без риска смыть «рабочие» отложения. Но если вы не специалист, лучше довериться мастерам на пункте замены масел.

Какого цвета жидкость для АКПП?

Цвет ATF не влияет на свойства и допуски — каждый производитель добавляет свой краситель.

Пример: Красная — свежая, тёмно-красная — пора менять, чёрная — признак перегрева и износа фрикционов.

Рекомендации автопроизводителей по замене масла в АКПП

Марка авто Интервал замены Примечание
Toyota / Lexus60 000 кмATF WS, при тяжёлых условиях — 40 000 км
Hyundai / Kia50–60 000 кмSP-IV, проверять уровень каждые 10 000 км
BMW / Mercedes80–100 000 кмATF 134, менять фильтр обязательно
Nissan / Infiniti40 000 кмДля вариаторов — NS-2 или NS-3

Характеристики жидкостей для АКПП (Пример)

Параметр Значение
Вязкость при 100 °C 5.5–7.5 мм²/с
Температура вспышки выше 180 °C
Цвет красный
База синтетическая или полусинтетическая
Индекс вязкости 170–200

Нельзя менять масло в АКПП — правда ли это?

Миф, появившийся из-за случаев, когда масло меняли слишком поздно, и после замены коробка начинала работать хуже.

Причина не в новом масле, а в том, что старое уже не выполняло функции, а новая жидкость смыла отложения, нарушив привычную «гидравлику».

🧩 Правильное решение: если пробег 100 000 км и больше — делайте постепенные частичные замены, а не одну полную.

Как выбрать жидкость для АКПП?

  1. ✅ Ориентируйтесь на допуск производителя, а не на «цвет» или «название Dexron».
  2. ✅ Используйте качественные бренды, где указаны официальные допуски.
  3. ✅ Проверяйте вязкость и совместимость (особенно у азиатских АКПП).
  4. ✅ Никогда не смешивайте разные типы жидкостей.

Заключение

Регулярная замена жидкости в АКПП — это не «лишняя трата», а инвестиция в ресурс коробки.

Подберите масло по допуску, не тяните с заменой и не экономьте на качестве.

АКПП — сложный механизм, но с правильной жидкостью и уходом она может пройти до 300 000 км без ремонта.