В 30-х годах прошлого столетия, используемые автомобильные масла не отличались высоким качеством – нередки были случаи, когда поломки либо разрушения двигателя с совсем небольшими, по современным меркам, пробегами.
Как раз в это время La Hispano-Suiza, Fábrica de Automóviles, S.A. («Испано-швейцарская фабрика автомобилей»), (рус. Испано-Сюиза) — испанская автомобилестроительная компания, появившаяся в 1904 году и занимавшаяся изначально производством автомобилей класса «люкс», и выпускающая также авиационные двигатели, регистрирует в 1919 году во Франции, совместно с французским предпринимателем Жаном Дантияком, компанию по производству и реализации смазочных материалов, получившую название YACCO. Успех молодого предприятия на Парижском автосалоне 1923 года и благосклонные отзывы покупателей дают возможность компании заняться поиском новых технических решений по улучшению свойств масел – французская компания стала первым производителем, которому удалось стабилизовать характеристики выпускаемого моторного масла путем добавления в него присадок. Именно с целью демонстрации качества своих минеральных масел компания YACCO организует с начала 30-х годов автогонки на гоночной трассе Autodrome de Montlhéry (автодром Монтлери) вблизи Парижа.
Большинство рекордов на время и на дальние дистанции установлено именно на этой трассе, скоростное кольцо которой имеет длину 2550 м и хорошие виражи, позволяющие также устраивать заезды на сверхдальние дистанции (свыше 10 000 км). Регламент проведения таких сверхдальних заездов на «выносливость» допускал участие серийных легковых автомобилей, с обслуживанием и заправкой автомобилей на специальных контрольных пунктах, при чем затрачиваемое на них время не вычиталось из зачетного (то есть длительных остановок не предполагалось), а замена основных деталей при установлении рекордов не разрешалась.
Для участия в таких заездах на выносливость компания YACCO привлекала самые передовые модели различных производителей того времени, таких как Voisin (Франция), Ford, Delage Sprint 2 (Франция) и, конечно же, Citroën.
Ведь в отличие от большинства коллег по цеху автопромышленников, основатель марки Андре Ситроен не был фанатом гонок, но прекрасно понимал их рекламную значимость. В 1922 году самолеты вырисовывали имя Citroen в небе над Парижем и через три года горожане могли увидеть то же имя, светящееся на Эйфелевой башне. Чтобы получить представление о масштабах и стоимости рекламных акций Citroen, нужно учесть, что были необходимы 200 000 лампочек и километры проводки, чтобы «ситроенизировать» Эйфелеву башню. Но этого было мало. Представляя свои автомобили Андре Ситроен пересек пустыню Сахара в первый раз в экспедиции 1922-1923 гг., преодолев расстояние от Алжира до южной части Африканского континента, от мыса Доброй Надежды через Кению в проекте «Black Journey» 1924-25 гг., а также проехал из Бейрута до Пекина в проекте «Yellow Journey», на который был потрачен один год (1931-32 гг.) Поэтому неудивительно, что еще в 20-х годах его машины начали выступать в Лё-Мане, хотя и без особого успеха, так что техническое и финансовое партнерство с YACCO могло бы стать залогом достижения спортивных побед и способствовать продажам.
К Парижскому автосалону 1928 г. Ситроен подготовил линейку моделей «С». Он представил публике модификацию С4 (4 цилиндра, максимальная скорость 80 км/ч) и С6 (6 цилиндров, люкс-версия, максимальная скорость 105 км/ч). Обе модели предлагались с большим ассортиментом кузовов и были популярны среди покупателей. Именно эта модель и ее различные модификации получили в дальнейшем общее название Rosalie («Розали»), ставшее нарицательным, так как объединяло три последующие поколения данного автомобиля в различных видах кузова, оснащавшимися тремя силовыми установками, выпускавшимися с 1931 по 1938 года.
22 октября 1931 года серийный CitroënC6 F с шестицилиндровым мотором объемом 2 650 см³, приобретенный специально для этого компанией YACCO выходит на трек автодрома Монтлери, чтобы в ходе многодневного заезда установить первый рекорд выносливости автомобиля – 100 000 км без единой поломки, с пробегом 1 500 км в сутки. По достижению этой отметки гонку останавливает лично Андре Ситроен, чтобы повысить ставки: в этот же самый день автомобиль вновь выходит на трассу для нового испытания, а всем остальным производителям предлагается 1 000 000 франков, в случае если их автомобиль повторит рекорд «маленькой Розали». Стоит также отметить, что этот рекорд был примечателен еще и тем, что окончательно развеял сомнения в работоспособности переднего привода, на котором сейчас ездит почти весь мир. А какому остракизму он подвергался в те годы!
Продолжив движение, этот же самый CitroënC6 ставит еще один рекорд: 136 000 км со средней скоростью 104 км/ч – невиданный по тем временам показатель.
15 марта 1933 года на трассу того же автодрома Монтлери выходит следующее поколение «маленькой Розали», на этот раз в виде модификации Citroën С4 8CVс четырехцилиндровым мотором объемом 1628 см³. В команде пилотов YACCO – 8 автогонщиков: братья César и LucienMarchand, LouisLeRoydePrésalé, AlphonseVaillant, RobertBodecot, RaphaëlFortin, MarcelCombettes и EdmondBertaux. Этим гонщикам предстояло провести долгие месяцы на автодроме, сменяя друг друга с периодичностью в 5 часов для отдыха, в специально возведенных для этого боксах, совмещавших как помещения для отдыха пилотов, так и непосредственно зону «пит-стопа», достойную нынешних гонок Формулы 1, где проходило техническое обслуживание автомобиля, его дозаправка и замена изношенных шин. Как и в современных гонках от механиков требовалась быстрая и слаженная работа – хронометраж гонки осуществлялся восемью специалистами Международной ассоциацией признанных автомобильных клубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus - AIACR).
Успех этой гонки был с трудом предсказуем : неизвестно как поведет себя новый автомобиль, с учетом того, что как и первая «Розали», он также был полностью серийным. Однако реальность превзошла самые смелые ожидания: этот заезд, проходивший круглосуточно и в самые разные погодные условия был остановлен по совместному решению YACCO и CITROEN только спустя 134 дня, 27 июля 1933 года, когда одометр автомобиля показал пробег, равный 300 000 км.
В этот день Жан Дантияк и Андре Ситроен, в сопровождении сотрудников компаний YACCO и CITROEN, прессы и большого количества приглашенных знаменитостей, приехали на торжественную церемонию, состоявшуюся на автодроме Монтлери.
Для того, чтобы раз и навсегда развеять сомнения скептиков, относительно того, являлась ли «маленькая Розали» серийным автомобилем, Андре Ситроен дал распоряжение направить автомобиль сразу после гонок поочередно в два авторитетных технических учреждения: Автомобильный Клуб Франции (Automobile Club de France – ACF) и Консерваторию искусств и ремёсел (Conservatoire national des arts et métiers – CNAM) вместе с аналогичной моделью, выбранной специалистами клуба с конвейера завода CITROEN. В марте 1934 года были опубликованы отчеты данных организаций с подтверждении о полной идентичности автомобиля серийным моделям.
Эта «маленькая Розали», как и ее предшественница, являлись неоднократным украшением различных выставок и мероприятий проводившихся во Франции в последующие годы: на стенде CITROEN на Парижском автосалоне 1933 года, выставках и мероприятиях, организованных YACCO и CITROEN. К сожалению, ни одна из этих моделей не дожила до наших дней, однако их точные реконструкции и сейчас можно увидеть на самых известных тематических мероприятиях.